Общая информация

 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».
Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании.
Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA

  • Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):
    - читательская грамотность;
    - математическая грамотность;
    - естественнонаучная грамотность.
  • Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:

- креативное мышление;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции.

Участие Ленинградской области в проведении региональных оценок по модели PISA планируется в 2024 году

Документы:

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 977-р от 04 июля 2020 года "Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года"

Распоряжение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области № 2257-р от 29 октября  2020 года "Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA"

Распоряжение Комитета по образованию администрации муниципального образования Всеволожский муниципальный район Ленинградской области № 883 от 28.12.2020 "Об организации деятельности учреждений, подведомственных Комитету по образованию, по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024"

Методические рекомендации для учителей по формированию функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций Ленинградской области

Международное практическое исследование по оценке функциональной грамотности

Методические материалы:

Российская электронная школа

Министерство просвещения РФ: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям ИСРО РАО 

 ФИПИ: Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

ФИОКО: Открытые задания PISA

Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Банк заданий

Федеральный портал Академия Минпросвещения России

Единое содержание общего образования

АППО СПб: Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности

АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA

АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
– Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
– Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению

Формирование функциональной грамотности школьников.

Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников

Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности

Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11.

 

Полезные ссылки:

PISA (банк данных)