Школьная служба примирения (медиации) — команда, которая реализует в образовательной организации технологию альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора.

Служба примирения использует широкий спектр восстановительных программ: 

  • «Круг ответственности»  —  первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников,   с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее, либо когда школьниками и/или родителями класса существует напряженность).
  • «Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками.
  • «Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.
  • «Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.  
  • «Семейный совет» — согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей
  • «Программа по заглаживанию вреда» — вторичная профилактика  и работа с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по  делам, переданным в КДНиЗП и суда). 
  • «Школьно-родительский совет»  — сложные многосторонние конфликты между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением специалистов территориальной службы примирения. 
  • Восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе — для педагогов и классных руководителей.

Деятельность службы примирения не является психологической, социально-педагогической,  правозащитной, административной или дисциплинирующей деятельностью, это не «совет профилактики» и не «комиссия по урегулированию споров».  Служба примирения имеет свои принципы, методы, технологию и приемы.

Восстановительные программы направлены на реализацию следующих ценностей:

  • восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны;
  • ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя;
  • выход из состояния жертвы тех, кому были причинены вред, обида, агрессия или несправедливость (если такие были в ситуации) за счет заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких;
  • принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений,  поддержка их ответственного поведения;
  • планирование сторонами конфликта своего будущего (и  их конкретных действий — кто что будет делать), позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения  кого-либо из участников;
  • помощь близких и уважаемых участниками людей в актуализации нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.  Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных,  близких и школьного сообщества;
  • восстановление у родителей ответственной воспитательной позиции по отношению к ситуации, сложившейся с их ребенком.

Принципы проведения (организации процесса) восстановительных программ:

  • обеспечение конфиденциальности процесса медиации;
  • нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта);
  • информирование сторон о сути медиации (восстановительной программы), ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора;
  • добровольность участия сторон в совместной встрече;
  • обеспечение безопасной атмосферы на встрече.

В случае успешного проведения восстановительной программы  и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП и т.д.. 

Приказ о создании школьной службы примирения (медиации)

Положение о школьной службе примирения

План работы школьной службы примирения в 2023/2024 учебном году