Руководитель Музея – Сляднева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы |
Преподаватель курса «Музейное дело» – Золотарева Янина Александровна, учитель истории и обществознания |
О нашем музее
Методики воспитательной работы в Музее
Герои нашего времени - 47 Регион
Праздничные дни и памятные даты Ленинградской области
Идея создания Музея
Наш Музей носит название «Музей народов России». Это уникальное культурное пространство создается в нашей школе силами детей, педагогов и родителей. Идея организации школьного Музея пришла в сентябре 2020 года. Директор Центра образования Александр Георгиевич Деревянко поддержал инициативу заместителя директора по воспитательной работе Константина Владимировича Литвиненко и творческой группы педагогов.
В Центре образования обучаются и воспитываются дети из самых разных регионов нашей многонациональной России: с Дальнего Востока, Сибири и Урала, Северного Кавказа, работают педагоги не только из России, но и государств ближнего зарубежья: Беларуси, Казахстана. Стало понятным, что абсолютно любой ребенок или взрослый может внести свой вклад в развитие Музея: рассказать о своем регионе, о своей малой Родине, поделиться интересной семейной историей, культурными традициями, подарить в коллекцию музея памятный сувенир или раритетный предмет. Нас много, все мы разные, но нас объединяет образовательное пространство школы, город Мурино, героическая Ленинградская область, необъятная Россия.
Для нас музейная педагогика – актуальное направление в образовании детей через воспитание. Мы рассматриваем Музей тем местом, в котором дети участвуют в увлекательных действиях, в исследованиях совершая собственные открытия и пополняя свои знания.
Реализация проекта
Сначала нужно было определиться с организацией музейного пространства; сейчас мы располагаем большим современным кабинетом, в котором есть необходимые технические средства, выставочное оборудование. Дети с педагогами собираются за большим столом, на котором лежит красивая ретро-скатерть, создающая атмосферу теплоты и уюта.
Учитель изобразительного искусства Потекина Ольга Владимировна выполнила настенные росписи: «Наша Россия», «Занимательная карта Ленинградской области», очертания которой напоминают бабочку у водной глади Финского залива.
Начата работа над брэндингом Музея. Разработан логотип, а также стендовые материалы, которые представляют символы и достопримечательности исторического и культурного наследия народов России по регионам.
В нашей школьной газете «Здесь и Сейчас!», выпускающим редактором которой является Янина Александровна Золотарева, ведутся постоянные рубрики: «Музейная страничка» и «Краеведческая страничка», в которых юные журналисты представляют статьи об экспонатах Музея, событиях, реализуемых проектах.
С сентября 2021 года нами внедрены авторские программы внеурочной деятельности детей и подростков: «Музейное дело», «История Ленинградской земли», организована работа «Школы юных экскурсоводов», еженедельно проводятся музейные уроки, экскурсии, этнографические беседы, мероприятия, посвященные памятным датам в истории нашей страны. В воспитательной работе реализуются проекты «Пешком по Мурино», «Читаем вместе», «История одной фотографии», проводятся творчеству мастер-классы по народному искусству, конструированию и макетированию. В новогодние праздники дети наряжают ёлочку в винтажном стиле, организуются мастерские по изготовлению игрушек и праздничных открыток. Мы любим собираться возле самовара за гостеприимным столом с национальными угощениями.
География экспонатов
На данный момент коллекция насчитывает более 500 экспонатов. Мы гордимся этим, потому что наш Музей фактически существует чуть больше нескольких лет. Педагоги-музееведы воодушевлены идеей приобщения детей к культуре с помощью экспонатов, вызывающих у них восхищение.
Экспозиция систематизируется по Федеральным округам. Самая большая коллекция посвящена культуре Республики Саха (Якутия). Мы благодарны за создание этой экспозиции Винокуровой Марии Иннокентьевне, маме нашего учителя русского языка и литературы Юзвик Татьяны Валериановны. Интересно, что Мария Иннокентьевна – педагог с большим опытом, за годы педагогической деятельности она была награждена многими грамотами Министерства образования, удостоена звания «Отличник народного образования Республики Саха», награждена знаком «Гражданская доблесть», ветеран труда, председатель женского комитета «Союз женских сердец» г. Среднеколымск.
Свою любовь к Якутии она выразила в создании этого раздела: национальные куклы, народный костюм с украшениями, национальные сувениры из слоновой кости, самоцветов, фарфора, предметы народного быта, макет жилища, книги и многое другое.
У нас есть народные костюмы регионов России, национальные головные уборы, предметы русской вышивки, школьная форма советского времени, раритетные открытки, школьные предметы. Очень интересны детям вещи, связанные с Северо-Кавказским регионом. У нас есть настоящая папаха. Её подарил Кузнеченков Глеб.
Совсем недавно на одном из музейных уроков нам открылась история одного из учеников – Миши Цыганова, который учится в 8 инженерном классе. Его дедушка и бабушка Цыгановы Михаил Васильевич и Татьяна Александровна написали и подарили книгу «Родословие для внуков» каждому из шести своих внуков: Софии, Даниилу, Авдею, Михаилу и Анне. В книге история семьи рассказывается через историю страны, начиная с 1585 года: один из предков Михаил Ильич Кузнецов в 1970-е годы составил родословие, пользуясь писцовыми и переписными книгами архивов и на основе воспоминаний родственников. Теперь семейную летопись должны продолжить внуки. Согласитесь, что это прекрасная идея семейного воспитания, привития ценностей; такая книга должна быть в каждой семье.
А вот еще одна история. Стародубцев Кирилл, ученик 8 инженерного класса несколько лет назад выполнил для школьного мероприятия макет крупнейшего танкового сражения в истории под Прохоровкой. Когда создавался Музей, Кирилл решил усовершенствовать свою работу, сделать в большем объёме, проработать детали военной техники, ландшафта. И, сейчас во время обзорной экскурсии, Кирилл рассказывает об этом трагическом событии, используя собственную работу.
У нас есть такой занимательный стенд – магнитная доска, на которую любой ребенок может поместить магнитик с изображением своего края.
После экскурсии ребята с большим задором делают памятные фотографии для летописи своего. У нас есть книга для посетителей Музея, которая уже наполнена искренними, восторженными детскими отзывами. Это дорогого стоит.
Музей будет интересен и ребенку, и взрослому. Музейные занятия дают возможность ребятам быть сопричастными к уникальной культуре и интереснейшей истории своей страны, своего края, формировать историю своего класса и школы. Ведь именно с этого начинается настоящий патриотизм.
У нашего директора Александра Георгиевича есть поэтические строки, посвящённые Музею:
«Пока в школах наших есть музеи,
Поколений нить незримая крепка.
Это значит, время не рассеет
Всё, что создавалось на века».
Изображения являются кликабельными