Молчановская Татьяна Владимировна - социальный педагог
Социальный педагог - это не учитель с базовым образованием предметника, это педагог немного другого профиля, владеющий основами юридических и психологических знаний; специалист, способный не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти её решение. Важным направлением в деятельности социального педагога является развитие социально активной личности, формирование социально-значимых компетенций. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы.
Социальный педагог работает с различными категориями граждан:
- Малообеспеченными и многодетными семьями;
- С детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- С учащимися, состоящими на профилактическом учете (учете ОДН, КДН, на внутришкольном учете);
- С детьми, оставшимися без попечения родителей;
- С детьми с ограниченными возможностями.
Основная цель работы социального педагога – не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка. Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального), оказать ему комплексную социально – психолого – педагогическую помощь в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, защитить ребенка (социально, психолого – педагогически, нравственно) в его жизненном пространстве.
Среди основных направлений работы социального педагога можно выделить следующие:
- защита прав детей (выявление и поддержка тех, кто нуждается в защите, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства, семейного неблагополучия);
- выявление детей «группы риска», изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения; профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- осуществление правового просвещения учащихся; формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
- взаимодействие с семьями учащихся, с психологами, учителями, классными руководителями с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.
Основные направления работы социальных педагогов:
- Проверка посещаемости занятий учащимися;
- составление социального паспорта семей учащихся;
- профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями;
- участие, работе Совета профилактики, административных совещаниях, педсовета и т.д.;
- взаимодействие с органами ОППН и КДН;
- помощь в развитии индивидуальных способностей учащихся;
- оказание психологической помощи и поддержки учащимся;
- охрана и защита прав несовершеннолетних;
- изучение условий жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально – педагогической работы;
- социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей;
- профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости;
- работа с социально – неблагополучными семьями;
- решение проблем сиротства и опекунства.
Задачи работы социальных педагогов:
- Диагностировать социальную ситуацию в школе;
- формировать у детей и их родителей чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей;
- пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.;
- вести работу по профилактике правонарушений и безнадзорности среди учащихся школы;
- отслеживание информации о проблемах обучающихся;
- консультировать педагогов- предметников, классных руководителей, родителей по вопросам социальной адаптации ребенка;
- вести работу среди родителей по пропаганде педагогических и правовых знаний.
В своей социально-педагогической деятельности социальный педагог руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Федеральный закон РФ №3185-1. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- Федеральный закон РФ от 29.12.2010 №436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
- Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральным законом №120 “Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
- Кодексом об административных правонарушениях;
- Конституцией РФ;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
- Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением;
- Положение о пропусках учебных занятий учащимися и о деятельности педагогического коллектива по их предотвращению;
- Положение о Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних обучающихся;
- Положение о Комиссии по расследованию дисциплинарных проступков обучающихся
- Положение об организации работы с обучающимися "группы риска";
- Положение о постановке обучающихся и семей на внутришкольный контроль;
- Положение о порядке выявления, организации работы и профилактической работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении (трудной жизненной ситуации);
Режим работы:
понедельник-пятница с 9.00-17.00 ч.
Уважаемые родители, пожалуйста, записывайтесь на консультацию по тел.: 8-812-456-08-58
Годовой план работы социального педагога
Положение о постановке обучающихся и семей на внутришкольный контроль